Скандинавские руны — создание миров и человечества

Первый-этт-300x286Общегерманский старший футарк состоит из 24 рун, которые в свою очередь «разделяются» на три этта. И каждый этт состоит из 8 рун. Считается, что именно такой порядок расположения был изначально разработан как своеобразный шрифт (становящийся понятным лишь  «избранным» — людям, глубоко погрузившимся в мир скандинавских рун). Кроме того, это своего рода надежный способ передачи знаний будущим поколениям.

Космология Севера условно разделена на три последовательных уровня. И начнем мы с первого уровня сотворения, являющийся толчком, который повлек за собой рождение упорядоченного мироздания – первый этт.

Начало начал было связано с первозданным огнем Муспелльсхейма (его символизирует первая руна Феху) и вечными, мощными и  сильными льдами Нифльхейма (их символизирует руна Уруз). Эти силы казалось бы противоположны, но соединяясь в своем противоборстве, сталкиваясь друг с другом (огонь со льдом) в бездне Гиннунгагап они порождают живое, первое существо – корову Аудумлу. Эта корова олицетворяет женское творческое начало Природы. И это начало охватывает значения двух первых рун (поэтому они обе в своем символизме связаны со жвачными животными) – пару противоположностей.

Из этого же противоборства огня со льдом выходит и великан Имир, во время сна которого из его подмышки появляются первые дети  — сын и дочь. И от них уже происходят остальные великаны – существа, весь род которых неразрывно связан с руной Турисаз. Великан –  значение  слова «Thurs».

После чего появился первый ас –Бури (предок Одина), которого корова Аудумлу «вылизала» с глыбы льда. И «благодаря» этому мифу появилась руна Ансуз, название которой означает «ас» или «бог».   И с тех пор «процессом творения» уже стали заниматься асы. Они убили первого великана Имира и из его тела создали землю. Затем асы установили смену дня и ночи, «организовав» путь Солнца и Луны. Смена дня и ночи и движение светил отражены в символике руны Райдхо.  Следующая руна Кенац объединяет в себе знания, которые смогли получить асы, занимаясь процессом сотворения и, кроме того, она образно символизирует небесные факелы (Солнце и Луну).

Затем асы создали миры Асгард и Мидгард. И трое асов – Один, Лодур и Хенир вдохнули жизнь в два дерева Эмбле и Аску, сделав их людьми (мужчиной и женщиной). Это процесс передачи дара жизни и отражается в руне Гебо. После того, как появились люди, они, естественно, стали размножаться, населяя Миргард. И наступил «золотой» век, когда люди были счастливы, наслаждаясь радостями. Некое совершенство мира и радость от своего существования – отражены в руне Виньо.  В мирах не было зла – асы делали себе прекрасные игрушки из золота, а люди жили счастливой жизнью.  На этом первый этт и заканчивается…

Космология второго этта…

Первый этт «заканчивается» наступлением золотого века, периодом счастья и радости. Причем, золотым не только в метафорическом смысле, но и в прямом – в те древние времена золото не имело какую либо привычную для нас стоимость, а использовалось лишь как украшения или забавные игрушки. Но, к сожалению, «золотой век» постепенно перешел в инволюционно-эволюционную стадию развития. И началось это с появления женщины Гулльвейг (в переводе это имя означает «жажда золота») она  выявила среди ассов пагубную страсть к золоту, посеяв тем самым раздор между ними. И за эти свои действия она была приговорена к смерти. Этот приговор пытались исполнить трижды, сжигая ее на костре. Но после каждого сожжения она вновь возрождалась. И согласно одному из мифов, чтобы довести приговор до окончательного исполнения, Локки решил съесть ее сердце. Но сделав это, он тем самым принял в себя все зло, которое было в Гулльвейг.

По толкованию мифов Фрейb Асвин (а именно ее книга является первоисточником к данным описаниям космологии трех эттов) после того, как сжигалась каждый раз Гулльвейг рождались норны. А так как сжигали ее трижды, то три норны и появились.

А так как Гулльвейг принадлежала к такому классу божеств, как ваны, то ванны стали требовать у Одина заплатить им за ее смерть. Но справедливый Один отказался им платить. И так разразилась настоящая война между ассами и ваннами. Согласно некоторым источникам ваннам удалось одержать победу и захватить Асгард и удерживать его в течение несколько лет.  Но тем не менее, мудрость все таки «взяла свое» и ассы с ваннами поняли, что должны помириться, дабы в случае необходимости объединять свои силы в противостоянии с другими великанами. И в процессе перемирия был осуществлен «обмен заложниками»: Мимир и Хенир поселились у ванов в Ванахейме, а Фрейя, Фрейр и Ньерд в Асгарде.

norns2-200x300А теперь перейдем к рунам.. Хагалаз – руна разрушительной силы женской природы. Она напрямую связана с Гулльвейг, а также с Урд – норной хранительницей источника вирд  и норной прошлого. Наутиз является олицетворением третей норны Скульд, а Иса олицетворяется со второй норной Верданди. Все эти 3 руны непрерывно связаны с течением времени и его счетом. Как же норны повлияли на процесс развития? Асы создали космический ход времени и назначив пути движение таких небесных светил как Солнце и Луны смогли четко отделить ночь ото дня. Норны же смогли принести в мир такое понятие как биологическую реальность, то есть осознание нами хода времени, понимание того, что все имеет свое начало и конец – мы рождаемся, стареем и умираем.  И это осознание помогает нам накапливать опыт и знания. И именно на этой точки развития инволюция достигает своей нижней точки, а именно момента максимального погружения духа в материю до предела. При этом единственным путем (выходом) из инволюции ведает руна Йера.

И вновь начинается эволюция в тот период, когда Один вступает на путь поиска истинных знаний, принося себя в жертву на ветвях дерева (этот момент представляется руной Эйваз). Один приносит себя в жертву, но благодаря этому, он сумел постигнуть мистерии рун. Преступив через грань жизни он получает доступ в царство мертвых, где он становится предводителем Дикой Охоты.  Затем Один отдает свой глаз за то, чтобы испить из колодца Мимира (руна Пертро). И он обретает неведомые прежде знания прошлого, настоящего и будущего. Но при этом Один понимает и ограниченность своих сил, так как даже узнав будущее он не может его изменять. Попав в царство мертвых Один соединяется в любви с духом вёльвы (в Эддах ее имя Хейд). И от этой любви рождаются валькирии, которые надежно защищают воинов в битвах, а также обладают правом (от имени великого Одина) отбирать тех, кто должен переселиться в Вальхаллу. Руна Альгиз является олицетворением валькирий.

Второй этт заканчивается руной Совуло, которая символизирует возрождение сознания, а также его последовательное вступление в процесс эволюции.

Космология третьего этта…

Космология третьего этта имеет существенное отличие от первых двух эттов. И главным образом в том, что в третьем отражена картина самого человеческого существования, человеческой  эволюции.  В то время как в первых двух были отражены картины «существования» сверхъестественных существ: в основе первого лежат истории возникновения богов, а второй базируется на противостоящих им силам.

8 рун третьего этта – это трансформация, показывающая нам развитие всего человеческого рода. Хотя некоторые руны третьего этта также посвящены тем или иным богам, но здесь эти божества предстают перед нами в роли мудрых учителей. И третий этт начинается  с руны Тейваз, символизирующей железный век, период времени, в котором люди занимались собирательством и «разработкой» орудий охоты. Железные изделия оказались значительно эффективнее и в  «военных делах». В эти же времена начинается процесс «становления и понимания» таких  аспектов жизни как справедливость и познания власти.

Следующая руна – это руна Беркана, которая символизирует и мир деревьев и растений в целом (руна березы). В плане космологии, она соответствует развитию земледелия и появлению оседлых общин, которое постепенно сменяет эпоху собирательства и охоты.  Вполне логично, что такие изменения привели и к одомашниванию животных. Этот процесс отражен в руне Эвас. Благодаря чему у людей появились новые возможности для исследования других (более высоких) уровней сознания. Новые понятия закона и «духа»,  развитие логики для интеллектуальной работы, осмысление и методика понимания абстрактных идей  — это «нововведения» символизирует следующая руна Манназ.  Открытие же внутреннего мира человека, его «чувственной» стороны, эмоциональной стороны, духовное сознание  и конечно же становление магических традиций – отражены в руне Лагуз.

getImage (2)Следующий этап развития базируется на обнаружении людьми  «божественного начала». Они «узнали» про богов, «признали» их. Это находит свое отражение в руне Ингуз. Кроме того, на этом же этапе и были  «посеяны» и семена разрушении, которые постепенно «всходили» и «расцветали» — стабилизировавшись, общество стало постепенно разлагаться морально. Постепенно цикл завершался на вполне логическом для развития практически любого общества этапе – дойдя до критической точки, оно стало рушиться.

И вот постепенно общество теряет свою стабильность и определенность. Ожесточение, хаос, темнота превалирует в Миргарде, «беря правление» в свои «руки».  Старый порядок уничтожается.  Земля пожирается пламенем Муспелльхейса, а сушу захлестывает океан… И все это находит  отражение в руне Дагаз.  Но несмотря на казалось бы полное разрушение и опустошение не все гибнет в огне и в воде. Дети богов (Лив и Ливтрастир)  все таки спасаются чтобы принять «в наследство» обновленную землю.  Новое, возрожденное отечество – это и есть руна Одал.

Материалы по теме:

Путеводитель по Девяти мирам. Мидгард
Путеводитель по Девяти мирам. Мидгард. Автор Рейвен Кальдера Наше путешествие по Девяти мирам начнется с Мидгарда. По вопросу о том, что такое Мидгард и где ...
Путеводитель по Девяти мирам. Муспелльхейм
Путеводитель по Девяти мирам. Муспелльхейм. Автор Рейвен Кальдера Муспелльхейм — это Страна Огня, один из двух первозданных миров, сформировавших воронку вокруг Мирового Древа. От столкновения ...
Путеводитель по Девяти мирам. Асгард
Путеводитель по Девяти мирам. Асгард. Автор Рейвен Кальдера Асгард, самый высокий из миров, окружающих Иггдрасиль, — обитель богов-асов. Расы, населяющие другие миры, называют его по-разному: ...
Путеводитель по Девяти мирам. Льоссальвхейм
Путеводитель по Девяти мирам. Льоссальвхейм. Автор Рейвен Кальдера Льоссальвхейм, или просто Альвхейм, граничит с Асгардом, располагаясь от него к югу. Это одно из множества «эльфийских ...