Священные посохи, жезлы и мерные жезлы

Stuff_of_lightnings_by_EsteПосохи (staves) часто делают из цельных молодых деревьев (саженцев), используя комель как ручку или навершие. Такие посохи переворачивают вверх ногами относительно направления роста дерева, и верхняя часть меняется местами с нижней. Посохи с загнутым верхом (см. ниже) и другие магические жезлы с искусственно искривлёнными очертаниями могут быть сделаны такими умышленно. Для этого деревце специально подвязывают, чтобы оно росло определённым образом, а затем срезают через год два, три или пять лет. Созданные таким образом по- сохи или жезлы обладают особой силой. В качестве альтернативы можно отыскать искривлённое дере­во или куст, которые выросли такими естественно — например, пострадав от стихии, и приняли форму, идеально подходящую для целей практикующего.

Клюки, или посохи с загнутым верхом (croomsticks). В Восточной Англии это скорее обыч­ная трость с изогнутой верхней частью, похожая на пастуший посох. Клюка, однако, длиннее, чем обычный посох для опоры при ходьбе. Клюки ис­пользуют для различных целей, включая разметку магических оград, стаскивание вниз омелы и «ведь­миных мётел» и предотвращение психических атак. Важное значение имеют параметры верхней изогнутой части. Они должны быть такими, чтобы тот, кто держит посох в вытянутой руке, видел через изогнутую часть сектор, равный одной шестнадца­той или одной двадцать четвёртой доле горизонта. Посох первого типа исиользуют доя разметки вось­ми аттов и их середин, а второго — для вычисления 24 рунических направлений.

Рогатины (pilebogar) это жезлы, в верхней части которых имеется небольшая развилка, куда встав­ляют средство психической защиты — выкрашенное в красный цвет яйцо или кристалл. Один из их ва­риантов имеет тройную развилку и используется для поддержания чаши для возлияний или жаров­ни (glcdhker), используемых в торжественных ритуа­лах. Для их изготовления более всего подходят лес­ной орех, боярышник или терновник.

Деревянные бруски (clog staves) — слово clog озна­чает «кусок дерева», а затем и «сабо» — башмак из цельного куска дерева или с деревянной подошвой. Деревянный альманах (clog almanac), или рунный посох (runestave), представляет собою запись дней и праздников года, сделанную на куске дерева. В Северной Европе традиционно используют че­тырёхгранный деревянный брусок квадратного сечения. Эти грани, в свою очередь, представляют четыре четверти небес и четыре времени года. По рёбрам между гранями с помощью вырезов или насечек — scotches — наносят обозначения дней кален­дарного года. Знаки Огама, традиционной ирланд­ской письменности, вырезали на гранях посохов сходным образом; каждый знак «сидит верхом» на ребре (arris).

Мерный жезл (mete-wand) — это измерительный стержень или палка длиною в локоть, размеченная соответственно природным мерам длины — на ла­дони, пальцы и ячменные зёрна. Его используют, чтобы удостовериться в том, что ритуальные объ­екты имеют правильные священные размеры. (Не следует путать мерный жезл с магическим жезлом ~ wand или gandr, который в первую очередь являет­ся магически заряженным талисманом.) Мерный жезя может быть от ладони до локтя в длину. Же­лательно, однако, чтобы инструмент имел локоть в длину и не более пальца диаметром со своего тол­стого (нижнего) конца. Только самые крупные по­сохи держат нижним, более толстым концом ствола вверх, все остальные ориентируют в направлении роста, более тонкой частью вверх. Это же касается и мерных жезлов.

Дубинка (quarterstaff) — наиболее известна по ле­гендам о Робин Гуде, средневековом разбойнике и практике боевых искусств. В число традиционных боевых искусств входил и бой на дубинках. Техни­чески это дубина из лиственных пород дерева дли­ной в одну четвёртую часть шеста, что составляет пять природных футов (15 ладоней). Однако, буду­чи скорее светским, чем священным инструментом, дубинка могла иметь различную длину. Документ 1550 года говорит о ней как об орудии длиною от шести до восьми футов и с железным наконечни- ком. Железный шип на нижнем конце был важной частью оружия.. Средневековые путешественники, принадлежавшие к сословиям, которым было за­прещено носить мечи, учились использовать ду­бинку для обороны, причём весьма эффективной, от диких животных, в том числе от свирепых волков и медведей. Современные французские приёмы боя на тростях (саппе) и палках (baton), коротких и длин­ных соответственно, являются вариантами древне­го искусства боя на дубинках.

Измерения по высоте копья. В древние времена распространённым способом определить правиль­ное время окончания работы или проведения обря­да было измерение высоты положения Солнца над горизонтом, а не направления на него. Древние за­коны Северной Европы определяют «высоту копья (shaft-height)» Солнца в послеполуденное время как точку, когда «нижний край солнца оказывается на самой верхушке наконечника копья, установлен­ного вертикально на расстоянии девяти футов от наблюдателя». Копьё должно было принадлежать собственно наблюдателю, который проводит изме­рение, а длина его должна была быть такова: если владелец без усилия держит копьё в вытянутой руке, кончик поднятого большого пальца должен касаться основания наконечника. В традиции есте­ственных мер длина копья пропорциональна росту его владельца, поэтому «высота копья» всегда даёт одну и ту же величину угла возвышения Солнца, вне зависимости от того, кто проводит измерения.. Фактически, копьё отмечает своего рода искус­ственный горизонт на высоте около 10°.

Жезл (umnd) из древесины орешника или тер­новника, также известный как gandr, часто описы­вается как едва ли не главный инструмент мага. Слово gandr также имеет значение «дуновение», «сильный поток», подразумевая направленную энергию, или ond, которая, как полагают, потоком проистекает из кончика жезла при магических действиях. Стандартные жезлы должны иметь ло­коть в длину.

Шишковидное навершие жезла может быть изго­товлено либо из настоящей сосновой шишки, либо быть её резным изображением. Подобные жезлы считаются посвящёнными Фрейру, а иногда мо­гут быть увенчаны изображением фаллоса вместо шишки. Саму Космическую Ось кое-где называют «орешниковый жезл Земли», а для крепления ве­рёвок вокруг священного места следует использо­вать освящённые шесты из орешника. Такая огра­да из орешниковых шестов или жердей называется vebond. Шесты для vcbond срезают особым образом и с проведением специального обряда незадолго до установки ограды.

Рабдомантические жезлы. Искусство рабдо- мантии, или рабдоскоиии, в настоящее время больше известноimage166 как даузинг (dowsing), хотя техни­чески это не совсем одно и то же. Слово «даузинг» в основном используется для обозначения поиска и локализации вод, нефти или залежей минералов, а в последние годы и многих видов эзотерических «энергий». Традиционные рабдомантические жез­лы для поиска воды (или для водного колдовства) должны быть срезаны из лесного орешника одним ударом в полнолуние, в среду, в тот рунический час, который находится под покровительством Одина. А вот традиционные рабдомантические жезлы для поиска утерянного имущества должны быть изготовлены из древесины тиса. И те, и дру­гие рабдомантические жезлы должны иметь около локтя в длину. Их несут горизонтально, держа ру­ками за кончики, несколько сдавливая. Когда иско­мое оказывается под ногами рабдоманта, в стержне будет чувствоваться вращение. Альтернативой им является раздвоенная ореховая палочка в виде бук­вы «Y», где короткие концы берут в каждую руку. При обнаружении воды стержень поворачивается вниз или вверх. Сегодня большинство даузеров пренебрегают магической стороной рабдомантии или не представляют себе, что в ней присутствует магия, и используют для поиска куски проволоки или пластмассы.

Плашки и узлы Альбиона. Плашка (sliver) — это небольшой  кусок дерева, вырезанный специально для нанесения на него рунической надписи. Иначе его называют зуб (tine). Узел Альбиона — это палочка длиной с ладонь с узловидным утолщением на кон­це. Её наполняют магической силой для выполне­ния конкретной задачи. Как и плашку, её следует ритуально уничтожить после использования.

Источник: Н. Пенник «Практическая магия в Северной традиции»