Выбор дерева для амулета

360338Каждое дерево обладает своими особыми физи­ческими и магическими свойствами, и Северная Традиция признаёт это, приписывая различным породам древесины соответствующее предназначе­ние. Ниже приводится перечень физических, сим­волических и магических функций всех деревьев, изначально распространённых в Северной Европе.

Ольха (Alnus glutinosa) Её связь с влагой обеспе­чила использование ольхи для речных свай как опор для мостов или зданий, которые возводят на влажном грунте. Фундаменты целых городов вро­де Амстердама были сделаны из ольхи, и поэтому она стала символом основы, причём не только для зданий, но и для людей, так как из её древесины делали башмаки. Она также служит излюбленным материалом для свистков и флейт. Ольховый уголь использовали для приготовления пороха. Посколь­ку таким образом ольха связана ещё и с огнём, ей соответствует руна Is.

Яблоня (Mains spp.). Плод яблони является симво­лом вечной жизни, его пятеричная симметрия отра­жает золотое сечение сакральной геометрии и числа. Это священное дерево острова Авалон и древнескан­динавской богини вечной молодости Идун. В силу специальных условий, которые требуются для вы­ращивания яблонь, сады уже давно считаются свя­щенной землёй. Эго отношение до недавнего вре­мени сохранялось в Привилегиях Вольных горняков в Форест Дине и Корнуолле, позволяющим им до­бывать руду на любом участке земли, за исключе­нием Королевских дорог, кладбищ и садов — то есть трёх разрядов священных земель. В Херефордшире был обычай, по которому если кто-то желал оттор­гнуть общественную землю, он должен был прежде всего посадить на ней яблоню. Для сохранения свое­го права на участок владелец надела впоследствии ежегодно выделял некое количество плодов.

Если солнце утром дня зимнего солнцеворота (или праздника-воспреемника, в Рождество Христо­во) светит сквозь деревья, это сулит хороший уро­жай в будущем году и процветание владельцу сада. В солнцеворот яблони чествовали, обрызгивали их и подносили им поджаренные ломтики хлеба, что­бы изгнать всех нежелательных духов и обеспечить в следующем году хороший урожай, который даст священное питьё, сидр (см. главу 6). Соответствую­щей яблоне руной является Ing, руна плодородия и роста, не знающего предела.

Ясень (Fraxinus excelsior). Ясень, или ясеневое де­рево, жизненно важно для Северной Традиции, ибо это дерево, которое образует Космическую Ось, Иггдрасиль. Ясень был также одним из двух пред­ков рода человеческого, потому что согласно древ­нескандинавскому мифу о творении, первый муж- чина, Аск, был сотворён из ясеня. Его жена Эмбла была вязом. Идея о происхождении людей от де­ревьев была широко распространена в древней Ев­ропе. В Греции некоторые семьи, как сообщалось, считались потомками духа ясеня.

Ясень хорош для гаданий и ворожбы, так как его почки имеют форму лунного полумесяца, что связывает его с изменчивыми свойствами лунного божества Мани. Поскольку ясень является священ­ным деревом предсказателей, воплощением Ми­рового древа Иггдрасиля и копья Одина Гунгнира, его порубка без уважрггельных причин приносит несчастье. Древесина ясеня хороша для столбов заборов и рукоятей орудий труда или оружия. В Ирландии и Уэльсе из ясеня делали каркасы для кораклей и посохи друидов. Ясень — излюбленное дерево для витых жезлов североевропейских ма­гов и посвящённых. Ясень «призывает небесный огонь», поскольку способен притягивать удары молнии, а потому считается хорошим проводни­ком магической силы, особенно, если срезать его в летнее солнцестояние. Копьё Одина Гунгнир, которое символизирует Gar, 33-я руна Нортумб­рийского ряда, имеет ясеневое древко, будучи портативным вариантом Космической Оси — де­рева Иггдрасиль. Как непоколебимая космическая. Ось, ясень обладает способностью защитить от не­доброжелателей и срезать его для этой цели счи­тается допустимым. В Линкольншире, где ясень известен под названием heder, посвящённые ис­пользуют его для разрушения чар злых колдуний. Кроме того, змеи, существа нижнего мира, как гово­рят, боятся ясеня, и если носить с собой ясеневую палочку или та;гисман, они защитят от укуса змеи. В силу защитных свойств древесины шотландские пастухи использовали ясеневые посохи для управ­ления скотом.

Ручку традиционной метлы также делают из ясе­ня. В древнескандинавской традиции опоры свя­щенного престола (Hof) — чертога короля или Зала Господа, где проходили религиозные празднества, были сделаны из ясеня. Позднее из ясеня по маги­ческим соображениям делали перемычки на задней двери цыганских фургонов. Наконец, в целитель- стве расщеплённый ясень обыкновенно приме­няли для излечения детей, страдающих от рахита или грыжи, — их протаскивали через него три или девять раз. Раскол связывали и, если он срастался, верили, что недуг ребёнка тоже исчезнет. Такие де­ревья охраняли и редко срубали из опасения, что результаты лечения пойдут прахом.

В отличие от большинства деревьев, сырая дре­весина ясеня будет гореть без шипения и брызг. Воскурения ясеневым дымом благовонны и благо­приятны, и новорожденных традиционно впервые купали возле ясеневого огня. Сок, истекавший при этом из горящей древесины, считался полезным целебным средством, благоприятным для детей, и приветствием их приходу в мир. Листья ясеня считались счастливыми, если у них равное число прожилок с каждой стороны («чётный ясень»). Как и четырёхлистный клевер, они редки, но eсли их удаётся отыскать, то брать следует со следующим приговором:

Чётный ясень, я тебя срываю,

Надеясь таким образом встретить удачу,

Если удачи мне от тебя не видать,

Я хотел бы, чтобы ты вернулся на дерево.

Чётный ясень» следует носить на шляпе как перо, в петлице как бутоньерку или положить в кар­ман. Руническими соответствиями ясеню являются As, Gifu, Hasgl и Eh.

Осина (Populus tremula).  Осина является защит­ным деревом, одним из способов её использования было применение в качестве физического ил и ма­гического щита. Как и ореховые, осиновые плашки могли быть использованы для гадания или для мне­монических целей. Мерные жезлы, измерительные стержни из осины, использовали для снятия мерки с трупов при изготовлении гроба. Осина, также из­вестная как «дрожащее дерево», как полагают, спо­собна исцелять от лихорадки или озноба. Способ действия при этом таков. Следует взять волосок больного, защепить его в осиновый ствол и ска­зать:

Осина-осина, прошу:

Тебе, а не мне, трястись и дрожать.

После чего следует вернуться домой, храня пол­ное молчание. Другой метод заключается во встав­ке обрезков ногтей пациента в маленькое отверстие, проделанное в стволе дерева, которое после этого закрывают. Если отверстие зарастёт корой, го паци­ент никогда не будет страдать от болезни. Осина, младшее дерево, используемое главным образом в медицинских целях, имеет своим руническим со­ответствием руну Рearth.

Лавр (Laums nobilis). Лавр — дерево-охранитель, посвящённое кельтскому богу Мапоносу и, соот­ветственно, божеству медицины и целительства Ноденсу. Его листья также полезны при приготов­лении пищи. Посаженное у двери дома лавровое дерево оберегает от мора. Сегодня его нередко са­жают в кадки как декоративное растение и как от­голосок памяти о магической защите в городских ресторанах и магазинах. Иногда его украшают лентами. Теперь это действие расценивается как обычное и совершается в декоративных целях, но всё же с магическим подтекстом, содержание кото­рого — приношение духу растения. В лавр, говорят, никогда не ударяет молния, а его листья, положен­ные ночью под подушку, будут вызывать приятные и информативные сны. Руническим соответствием лавру является руна Sigel.

Бук (Fagns sylvaticas). В древности бук служил для изготовления, дощечек для письма, для записи зна­ний, и, соответственно, является деревом мудрости. Как и знания, которые по мере роста сначала отде­ляются от своего первоначального источника, а за­тем вновь возвращаются к нему и укрепляют его, бук обладает исключительными способностями «прорастать», его ветви соединяются друг с другом или с ветвями других деревьев. Бук цветёт в мае и в октябре приносит орехи (beechmasi), то есть охва­тывает всю плодородную половину года. Его руни­ческое соответствие — Nyd.

Берёза (Betula pendula) — самое первое дерево, которое выросло на землях, освободившихся по­сле отступления ледника, она рассматривается как символ возрождения, весны и очищения. Это дерево, которое даёт имя первому знаку огамиче- ского письма и руне Веогс, посвящённой Богини- Матери. Будучи украшена красными и белыми лентами, берёза традиционно используется как Майское дерево. Прикреплённые снаружи или внесённые в дом ветви берёзы приносят удачу и предотвращают причинение вреда. На Юл с неё обдирают белую кору и сжигают вместо юлского полена. Если берёзу используют с этой целью, то брать её в руки можно только после соответствую­щего личного очищения, в том числе тщательного омовения рук. Одним из священных городов Шве- ции в языческие времена была Бирка, «берёзовое место».

В традиционных ремёслах упругая, но твёрдая бе­рёзовая древесина нашла применение для изготов­ления детских колыбелек, поскольку подходит и по качеству материала, и как средство магической за­щиты, которую предоставляет дерево. Способность берёзы отпугивать зло обусловила использование «берёзовой каши» (розог) как средства физическо­го наказания, когда ветвями растения пороли, дабы отогнать от провинившегося злых духов или дур­ные мысли. Помимо руны Веогс, с берёзой связана вторая руна, Ur.

Тёрн, терновник (Prunus spinosa) является одним из самых магических растений. Это выносливый и колючий кусгарник, британская дикая слива, приносящая плоды, известные под названием «тер­новые ягоды», тёрн, которые созревают в сентябре- октябре и являются составной частью алкогольного напитка «джин», по распространённому мнению, обладающего целебными и магическими свойства­ми. Вырастая, терновые побеги с лёгкостью образу­ют непроницаемую чащу, а поэтому создают физичес кий барьер, который действует и па психическом уровне. Тёрн служит материалом для посохов, тро­стей и плашек, способных магически защитить от всех видов психического вреда. Из тёрна делают и излюбленную трость потомственных мудрых женщин во всех южных районах Англии, которую те используют для «разрушения» (blasting) — резко­го выброса защитной энергии. Тёрн описывают как один из аспектов руны Thorn.

Ежевика (Rubus fruticosa).  Ежевика, или чёрная ягода, — колючее растение и как таковое обладает за­щитными свойствами. Кустарник, растущий в виде арки, считается священным растением, и прохож­дение под ним с востока на запад , то есть посолонь, избавляет от ряда заболеваний, в том числе кож­ных. Листья ежевики — средство для лечения ожо­гов, коросты и воспалений кожи. Девять листьев за­мачивают в воде из священного источника, а потом каждый лист трижды проносят, проворачивая, над поражённым местом, пока целитель над каждым листом трижды произносит* следующий заговор:

Три ангела пришли с Востока,

Один принёс огонь и два принесли холод,

Из жара — и в холод,

Из жара — и в холод.

Колючие ветви ежевики используют также для создания плёток для духов (см. главу 4). Руническим соответствием ежевики является руна Thom.

Бузина чёрная (Sambncus nigra), известная также как леди бузит, eldemtree или bourtree в Англии, яв­ляется в высшей степени волшебным деревом. В не­мецком языке название бузины, Hollunder, связано с Нижним миром и богиней смерти Хелъ, персони­фицируемой как фрау Эллен или Эльхорн. Сила бузины посвящена литовскому богу Пушкайту. Из неё делали фигурки, которые, будучи накло­нены, стремились вновь занять первоначальное вертикальное положение [ср. с русским Ванькой- встанькой. — Пер.]. В Польше существует обычай хоронить под бузиной грехи: там они не вредят никому, а постепенно всасываются и уничтожаются силой дерева. Ветви бузины могут быть вплетены в венок дня ношения на голове в канун мая, тогда его носитель сможет видеть сверхъестественных су­ществ. Свисток из бузины имеет магические свой­ства, и его следует использовать с осторожностью, чтобы не призвать нежелательных сущностей. Бузи­ну подвешивали перед конюшней, чтобы отогнать вредных духов и молнии, а посаженная перед вхо­дом она служила для их умиротворения и привлече­ния энергии и прироста рождаемости у животных. Она связана с Feoh, первой руной — руной крупного рогатого скота и носимого богатства, и, таким об­разом, служит им оберегом. Считается фатальным несчастьем сжечь бузинное дерево, а принесённая в помещение бузина не сулит, как повсеместно счи­тается, ничего хорошего. Использование древеси­ны бузины окружено различными ограничениями. Её не следует применять в качестве хлыста, когда гонят животных на рынок, или для наказания де­тей. Бузину следует хранить вдали от колыбели, а на кухне её ветви не стоит использовать в качестве вертела для жарки домашней птицы. Плоды бузи­ны, тем не менее, полезны. Из ягод бузины делают варенья и желе, а также бузинное вино, сильный священный напиток.

Вяз (Ulmus spp.).  Пo скандинавскому преданию Эмбла, «Вяза», была первой женщиной. Древесину вяза использовали для изготовления гробов, являю­щих аспект умирания богини Матери-Земли. Су­ществуют различные виды вязов: английский вяз (Ulmus Procera); вяз гладколистный (Ulmus minor), а также вяз шершавый (ильм горный) (Ulmus glabra), менее чувствительный к бедствию голландской бо­лезни вязов. Его руническим соответствием являет­ся Gyfu.

Дерево фей (сросшиеся ясень/дуб/тёрн). Назва­ние «дерево фей» даётся естественным образом срос­шимся деревьям, чаще всего — в изгородях, где пророс­ли друг в друга ясень, дуб и тёрн. В Ирландии такие деревья считают наделёнными особыми свойствами, поскольку специфические качества самих деревьев, места и духа места порождают магическую силу.

Боярышник (Crataegus $рр.) является одним из растений, посвящённых различным богам- громовникам Севера:. Тору, Таранису, Перкунасу и т. д., и главным проявлением руны Thom. Ког­да его высаживают в качестве живой изгороди, он своими крепкими колючими ветвями не только создаёт хорошую физическую преграду, но и слу­жит в качестве психического щита. Поэтому в до­христианские времена боярышник предпочитали использовать как ограду вокруг священных соору­жений. В результате второй связанной с ним руной стала Ethel. Он также является одним из главных деревьев фейри, а сидящие под кустом боярышни­ка в определённые дни: Первомай, в день летнего солнцеворота и в Самхейн рискуют оказаться за­колдованными или «похищенными» [унесёнными в мир фейри. — Пер.], Кроме того, срезание боярыш­ника привлекает очень плохую удачу. Известно множество деревенских сказаний о том, как сверхъ­естественное возмездие обрушивалось на тех, кто поступал подобным образом.

Есть три разных вида боярышника, каждый из которых несколько отличается от других. Боярышник  однопестичный (Crataegus monogyna), также из­вестный как белый боярышник или майское дерево, в мае покрывается яркими белыми или розовыми цветами, которые цветут но всему кусту. Боярышник обыкновенный (Crataegus Icevigata) рас­цветает за неделю до воздвижения Майского дере­ва, и его высаживают в основном в качестве изгоро­дей. Третий вид боярышника — Гластонберийский терновник (Cratcegus monogyna «Praecox») — цветёт во время зимнего сошщестояния. Б магическом смыс­ле боярышник в целом является преимущественно растением руны Thom, которая служит средством активной защиты в прямом положении и пассивной в перевёрнутом. Считалось, что ветви боярышника обладают исключительной защитной силой, если собрать их в праздник Вознесения, что является на­следием языческого лунного календаря Севера. Тем не менее, их надлежит собирать не тому, кто будет ими пользоваться.

Орешник (Corylus avellana). Фундук является де­ревом мудрости. Он связан с гаданиями, в частно­сти, в силу использования его раздвоенных веток для лозоискательства. Говорят также, что орехо­вый прутик гарантирует тому, кто его носит, что его благосклонно выслушают в сложных обстоя­тельствах, также их применяли друиды в качестве символа власти. В эпоху викингов норвежские суды иод открытым небом окружали частоколом из свя­занных верёвками ореховых шестов — для отграни­чения области священного правосудия. Эта ограда была известна как vebond, волшебный, а равно и фи­зический барьер. Орешник та!сже лучшее дерево для изготовления обрядовых и магических щитов. Кельтский огамический знак, известный как «щит Фионна», воспроизводит ореховые магические щиты древних мудрецов, на которых были начер­таны их личные эмблемы, поскольку орешник яв­ляется деревом кельтских поэтов. Его плоды служат символами плодородия и мудрости.

Падуб (остролист) (Ilex aquifolium) — священное дерево кельтского бога Тараниса, который соответ­ствует Ту нору и Тору в саксонских и норвежских верованиях. Падуб — Юлский Великан, который несёт дубину из этого дерева. Он тот, кто сдержи­вает молнии, и материал, именно из падуба могут быть сделаны священные посохи и дубины. Ему со­ответствует руна Man. Прикреплённые к дверному порогу или ручке двери цветы падуба служат маги­ческой защитой, предотвращающей проникнове­ние в дом злоумышленников и недобрых сил. Для дополнительной защиты из его древесины могут бьпъ сделаны дверные ручки и пороги. Это защи­та от злонамеренных сущностей и сглаза, особенно если взялъ кусочек от лесного дерева со сросшимися ветвями. Падуб связан в первую очередь со време­нем Юла, когда он выступает как элемент украше­ния дома и пудинга.

В традиции Юла падуб считается мужским, а плющ — женским растением. Посте Юла веточку остролиста оставляют в доме, и она защищает его от удара молнии в течение всего предстоящего года.

Плющ (Hedera helix), как полагают, душит деревья и потому считается вестником смерти, но это широ­колиственное растение относится к вечнозелёным и сохраняет свои листья зимой, тогда как другие те­ряют их. Подобное свойство придаёт плющу двой­ное значение — смерти и жизни и связывает его со временем Юла, временем смерти и возрождения. Самые большие и старые растения напоминают змею, которая непрерывно грызёт корни Миро­вого древа Иггдрасиля. Огромные побеги плюща, которые прежде существовали вокруг волшебной пещеры, известной как пещеры св. Беатуса около Интерлакене в Швейцарии, навеяли Гёте идею о ме­таморфозах, которые, в свою очередь, вдохновили антропософию Рудольфа Штайнера. Плющ, расту­щий на стене дома, защищает живущих в нём от психической атаки. Чтобы избавиться от мозолей, листья плюща замачивают в уксусе, а затем привя­зывают к мозолям. Сок из листьев плюща закапыва­ют в ноздри, поскольку, как говорят, он способны излечить насморк и простуду. Пища или напитки, взятые из чаши, сделанной из древесины плюща, раньше считались целебными при коклюше. Руни­ческим соответствием плюща является руна Ing.

Можжевельник (juniperus communis). Можже­вельник, или можжевельник казачий, предохраняет от зла. В Шотландии ветки можжевельника исполь­зуют как верный способ избегнуть сглаза. Можже­веловый древесный уголь обладает способностью очень быстро сгорать, что сделало его любимцем изготовителей оружейного пороха. Горящий мож­жевельник даёт дым, который является мощным средством для изгнания демонов. Его руническим соответствием является руна Sigel.

Липа (Tilia platyphyllos) является знаковым де­ревом, она связана с отправлением правосудия — это «древо закона» из Эдд и «дерево висельни­ков». Знаменитый бульвар в Берлине называется Унтер-ден-Линден, «Под липами». Когда-то это был священный королевский тракт германских кайзеров. Липовые деревья растут во множестве городов и деревен Австрии, Германии, Нидер­ландов и Швейцарии, как Dorflinde — «Липовое дерево-деревня». Липы растут в геомантически важных точках, таких, как перекрёстки главных дорог, рыночных площадях и перед городски­ми ратушами, местах общественных собраний и празднеств. Классическая Dorflinde являла собою дерево, которое подрезали и которому придали особую форму: центральный ствол, служащий опорой двух или трёх похожих на диски скопле­ний. Такое искусственное изменение делает липу воплощением Космической Оси, соединяющей Нижний мир через наш Срединный мир с миром Верхним. Руническим соответствием липы явля­ется As.

Клён (Acer campestre). Традиционно из кленовой древесины на токарном станке вытачивали рез­ные заздравные чаши. Хотя сам клён не относится к долгоживущим деревьям, он связан с заклинания­ми, обеспечивающими долголетие. Чтобы обеспе­чить ребёнку долгую жизнь, его следует протащить через клён. Руническое соответствие клёна — руна Man.

Омела (Viscum album). Хотя: биологически омела и не является деревом, она всегда считалась одним из священных деревьев. Её считали особенной, по­тому что она не имеет корней в почве, но растёт по- лупаразитически на ветвях других деревьев, чаще всего священной яблони и дуба. Согласно сканди­навском)» мифу, дротиком из омелы был убит бе­лый бог Бальдр. Это было очень важное сакральное растение в традиции друидов, поскольку белые яго­ды омелы напоминали капельки падающей с неба спермы бога. На Самхейн Верховный друид срезал омелу золотым серпом. Упавшую с дерева омелу ловили в белую ткань, которую держали девствен­ницы. После этого её освящали и раздавали людям, чтобы использовать как оберег над дверями домов. Рождественский обычай целоваться иод омелой является продолжением этого священного обряда друидов- Однако именно из-за связей с друидами омела была запрещена для использования в каче­стве церковного украшения за исключением собо­ра в Йорке — в городе, где многие языческие тради­ции сохранялись в церквах вплоть до Реформации. В Йорке каждое Рождество служки вносили ветвь омелы в собор и возлагали на алтарь, над которым провозглашались «общественные свободы, прощение и привилегии всем рангам и сословиям и даже грешникам у врат города и на все четыре стороны земли». Руническим соответствием омеле является руна Sigel.

Дуб (Quercus Robur) всегда воспринимался с боль­шим почтением как основное священное дерево Ев­ропы, священное дерево бога неба, будь то греческий Зевс, римский Юпитер, или Перкунас, Тор или Ту- нор/ Таранис Севера. Посвящённый богу-громовнику во всех его ипостасях, дуб считается защитником от молний, хотя сам по себе очень склонен их притяги­вать. Дубовые веточки или кусочки громового дуба использовались в качестве средства защиты дома от молний. Благодаря своей прочности дуб был из­любленной основой главных несущих конструкций в зданиях с деревянными каркасами, а также в судо­строении. Из него, как из дерева-защитника, следует делать двери, а также боевые щиты воинов. Жёлудь есть священный плод дуба, он непосредственно дал имя руне Ас Нортумбрийского рунического строя. Он является символом потенциала: «Большие дубы вырастают из маленьких желудей». Полагают, что хранящиеся в доме жёлуди помогают защитить его от ударов молнии, а традиционная форма подвески на конце шнура для открывания штор — жёлудь. Жё­лудь также является защитником лестниц, а потому в обычае было устанавливать в ключевых точках пе­рил выточенные жёлуди.

Издревле считается не просто несчастливым, а во­истину кощунственным делом срубить дуб, особен­но если на нём имеется омела или если он растёт в священном месте силы. Сохранилось множество записей о несчастьях, что постигают тех, кто срубает такие особенные дубы. Одно из таких преданий повествует о дубе с омелой, который был срублен в Норвуде в 1657 году во время проскрипций в годы Английской республики. Тот, кто срубил дерево, сломал ногу, да и все остальные, связанные с этим событием, пострадали. Досталось даже лондонским аптекарям, которые купили эту омелу. Дубовые де­ревья в геомантически важных точках в прошлом были весьма распространены, а многие географи­ческие названия, такие, как Сели Оук, свидетель­ствуют о значении, которое им придавали и спустя долгое время после того, как погибли сами дубы. Как считают, дуб, когда его корчуют или рубят, громко стенает подобно мандрагоре («как если бы дух дуба жаловался», — согласно Обри).

Дуб — дерево летнего солнцестояния, поэтому в праздник Юла в противоположной точке годо­вого круга, его древесину сжигают как юлское по­лено. Чтобы действо было результативным, для розжига следует использовать угли, оставшиеся от прошлогоднего полена. Затем юлское полено надо ритуально сжечь. Его огонь — заместитель Солн­ца в самой нижнейй точке его годового небесного пути, в канун зимнего солнцестояния. Это полено должно гореть так долго, как только возможно. Как считается, дуб живёт 900 лет, три цикла Aim древ­него северного календаря, что составляет стократно умноженное магическое число 9:

Дуб триста лет растёт,

Триста лег качается И триста лет гниёт.

Являясь одним из крупнейших деревьев, дуб ассо­циируется с несколькими рунами: Rad, ]ег, Туг и Eh.

Сосна (Pinus $ylvestris), или deal, есть дерево про­свещения, сопоставленное с руной Сеп, и в этом ка­честве олицетворяет светоч знания. Её смола имеет резкий запах, а в строении её шишек («сосновых яблок») присутствует сакральная геометрия — ряды Фибоначчи. Магические жезлы, посвящённые богу плодородия Фрейру, увенчаны сосновой шишкой, символизирующей порождающую силу.

Тополь (Populus canescens). Тополь использовали для изготовления древков стрел, он же использо­вался и для предсказаний: тополиная древесина шла на изготовление гадательных щитов. Его руни­ческая параллель — Eoh.

Рябина (Sorbus aucuparia). Рябина (или mountain ash — горный ясень) в основном используется для за­щиты дома, её высаживают у входа в сад или возле двери, чтобы предотвратить нежелательные пси­хические вторжения. В скандинавской традиции рябина — дерево, которое спасло Тора, когда его смывало в реку Нижнего мира. Рябиновые жезлы использовали в качестве инструментов для даузин- га при поиске металлов, в отличие от ореховых, слу­живших для поиска воды. Вырезанные из рябины амулеты сберегали от утопления. В Линкольншире рябина, иначе известная как ягодный ясень, или shedcr, используется, чтобы отвратить заклинания злонамеренных магов-мужчин. Для привлечения удачи в грядущем квартале в первый день квартала [25 марта, 24 июня, 29 сентября и 25 декабря. — Пер.] рябиновые палочки следует поместить на притоло­ке у входа в дом. Взятые с дерева без использования ножа рябиновые ветки, связанные крестом при помощи красной нити, применяют для защиты коню­шен и коровников, а также, по аналогии, гаражей. Рябиновую ветвь связывают крестом с берёзовой и укрепляют майским утром над дверью, обеспе­чивая тем самым защиту в течение всего года, но в следующий Майский праздник ветви следует уда­лить и заменить новыми. Эти кресты также исполь­зуют для защиты только что засаженных грядок. Ожерелье из ягод считается надёжной защитой от вреда здоровью. Рябиновая древесина может быть использована для изготовления перекладин колпа­ков дымосборников над камином в традиционных домах и для каминных стояков (иногда ошибочно называемых «ведьмиными столбами») обладающих магическим защитным действием. В прежние вре­мена из рябины делали вороты водяных мельниц, маслобойные пестики, клинья плугов и столбы для привязи крупного рогатого скота. Её руническое соответствие — Nyd.

Рябина домашняя, или рябина глоговина (Sorbus torminalis) — дерево, родственное яблоне, боярышнику и рябине, дерево-защитник от дикого мира. Его древесина может быть использована для изготовления жезлов и талисманов. Её руническое соответствие — Eolh.

Бересклет (Euonymous europeus) — дерево с гладкой серой корой, является одним из деревьев, связанных с вращением Космической Оси и такт! образом это дерево Небесной Властительницы, в скандинавской традиции — Фригг. В прежние времена его древесина шла на изготовление шпинделей для пряжи шерсти и вертелов для мяса. Сейчас бересклет редок, пото­му что его сознательно уничтожали из-за паразитов, которые зимуют на нём. Руническое соответствие бересклета — руна Gar Нортумбрийского строя.

Ель (Picea Abies). Ель — дерево Юла, которое пред­ставляет вечную Космическую Ось и всё, что следует из её устойчивости. Дерево Юла вечно зелено, оно проводит жизнь через нижнюю часть года, через точ­ку зимнего солнцестояния. Её украшают огнями и се­ребряными шарами, которые символизируют звёзды и планеты. Её руническое соответствие — Dag.

Калина-гордовина (Viburnum lantana) связана с чёрной бузиной. Это дерево, которое, как правило, встречается в южной части Англии, является деревом- охранителем и используется для создания талисма­нов для путников. Соответствующая руна — Rad.

Ива (Salix spp.). Существует несколько видов ивы, каждый из которых имеет свои особенности и об­ласть применения. Ивы делят на несколько классов. Некоторые из них растут в водно-болотных угодьях, в том числе ива белая (Salix Alba) и ива ломкая (Salix fragilis). Будучи пострижены, они используются для изгородей. Другая группа ив — ивняк. Наиболее рас­пространены ива прутовидная {Salix viminalis) и ива пурпурная (Salix purpurea). Из ивняка получают прутья, которые используют .для плетения корзин, а также много местных сортов, выбранных на про­тяжении веков как наиболее подходящие и удачные для той местности, где они выросли. С ними будут связаны свои специфические знания и обычаи, ко­торые ещё могут быть восстановлены прилежными искателями.

Ива является символом очищения и возрождения, её? срезанные ветви быстро пускают корни и листья и дают начало новым деревьям. Она быстро растёт. Старинная присказка гласит: «Ива купит лошадь до того, как дуб купит седло». Благодаря своей гибко­сти ива подходит для оград, крепежа тростниковых крыш, обвязки плетней и опор для стен глинобит­ных домов на деревянных каркасах, хлыстов, кото­рые используют в ритуале фиксации границ места («heating-the-bound$»). В ритуальном смысле ивовые прутки являются восемью ифинами (ifms) в кельт­ском варианте огамического алфавита, известного как сосновый огам и имеющего собственно фоне­тическое значение. Они используются в церемонии Хаксей Худ, которая проводится в Линкольншире, в ходе которой 13 ивовых жезлов связывают воеди­но тринадцатью же ивовыми побегами.

Большая жёлтая или козья ива (Salix саргеа) и серо- жёлтая или ива пепельная (Salix cinerea) — широко­лиственные, теневыносливые лесные растения, с сережками-побегами, которые называют «кошачьей ивой» и используют для украшения церквей в Верб­ное Воскресенье в продолжение дохристианского празднования в честь Фрейи. В Северной традиции верба посвящена богине Фрейе, чьим тотемным жи­вотным была кошка. Все ивы связаны с руной Lagu,

Черника (Vactinium myrtillus) — растение-защит­ник, ветви которого используются в скандинавском обряде Малого Юла (13 декабря), празднике огней, который является предшественником самого Юла. Этот праздник связан со звездой, известной в Север­ной Традиции, как Факелыцик (Процион), пред­вестником восхода Факела Локи (Сириуса), знаме­нующего зимнее солнцестояние. Её руной является Сеп.

Гамамелис (Hamamelis spp.), Несмотря на то, что родина гамамелиса — Северная Америка и Азия, свойства его плодов были известны в Европе сто­летия назад, и он ассимилирован в Северную Тра­дицию в том её виде, как это практикуется сегодня. Плоды гамамелиса — медицинский продукт, ис­пользуемый для остановки кровотечения, а также источник масла, применяемого в парфюмерии. Его руническое соответствие ~ руна Stan Нортумбрий­ского строя.

Тис (Taxus baccata) ~ один из наиболее долго су­ществующих в Северной Европе местных видов, ассоциируется с вечной жизнью. В связи с этим его высаживали в святых местах, куда относили остан­ки усопших, тис распространён на британских кладбищах и сегодня. Существование священных посадок тисовых деревьев подтверждается и нор­дической традицией: У лль, бог лучников и зимы, жил в священной тисовой роще Идалир [«Долина тисов». — Пер.]. В средние века тис использовали для изготовления хомутов, он связан с рунами Eoh, Eolh и поздней руны Yr (что, собственно, и означа­ет «лук»). Тис является очень ядовитым деревом, и в жаркую погоду он выделяет смолистые пары, которые шаманы вдыхали, чтобы вызвать видения.

Источник: Н. Пенник «Практическая магия в Северной традиции»